Алма-Ата. Зелёный базар
(1907 - 1917)
Автор:
Место съемки:
Семиреченская обл., г. Верный
О фотографии:
Станичный базар, находившийся между городом Верным и Больше-Алматинской станицей. На переднем плане, на фоне хребта Заилийского Алатау, Вознесенский кафедральный собор (построен в 1907 году).
Ныне Алма-Ата.
Выставка «Хроники Алма-Аты» с этой фотографией.
9 комментариев
В советское время станичный базар превратился в т.н. "Зелёный базар" - торговый центр города Алма-Аты.
Ушаков Александр Юрьевич, спасибо за дополнение!
Казачий историк Н.В.Леденёв писал: "Въ характерѣ семирѣченскаго казака нѣтъ купеческой жилки, да ей, какъ мы знаемъ и развиться было нельзя: воинъ и купецъ слишкомъ далекія другъ отъ друга понятія, кромѣ того и самая обстановка быта и службы казаковъ далеко не содѣйствовала развитію торговли. Торговлей, въ тѣсномъ значеніи этого слова, занимаются очень немногіе казаки и большинство изъ нихъ могутъ вести только мелочной торгъ уступая мѣсто даже и въ этомъ послѣднемъ родѣ промышленности представителямъ другихъ сословій, живущихъ на войсковой территоріи. Исключеніемъ является только станица Урджарская, гдѣ.казаки всю торговлю, довольно по мѣстному обширную, твердо держать въ своихъ рукахъ".
Писатель-краевед А.Лухтанов в своих "Семиреченских историях" пишет: "Сейчас, глядя на сплошной поток автомобилей, движущихся среди огромных зданий, невольно задумаешься: а что здесь было раньше и как выглядел Алматы сто лет назад? «Через полчаса мы дружно шлёпали босыми ногами по мягкой горячей пыли, направляясь к скотному базару, По дороге попадались и прохладные и тенистые улицы и раскалённые от солнца площади, где пыль была такой горячей, что по ней больно было ступать. Перебежав такую площадь, мы усаживались над арыком и полоскали в воде обожжённые ступни. Базар помещался на одной из таких площадей. Издали мы услыхали разноголосый рёв скотины, хлопанье бичей, выкрики и понуканье погонщиков. Вся площадь двигалась от снующих взад и вперёд лошадей, коров и баранов». К рассказанному можно добавить, что скотский базар размещался чуть выше (южнее) Ташкентской аллеи по нынешней улице Фурманова. Всего несколько фраз, но перед глазами встаёт уютный и зелёный, хотя и пыльный городок. Журчание воды в арыках, скрип колёс конных повозок, ряды пирамидальных тополей вдоль улиц. Тогда, видимо, в виду быстрого роста, именно это дерево старались высаживать в городе, всё ещё сохранявшем черты степного предгорья. Алма-Ата, а ныне Алматы многое потерял за прошедшие десятилетия: тишину и покой, зелёные лужайки посреди улиц, реку Малую Алматинку с хрустально чистой водой, растекающейся в широком зелёном русле, живописно усеянном большими валунами, живительный вечерний бриз, веющий со стороны заснеженных гор. «Каждую весну мы всей семьёй переезжали из города в лес. В 15-ти километрах от города, в горах, был маленький домик – лесной кордон. Мимо кордона бежала маленькая речушка. В лугах было много цветов, а повыше, под самыми снегами, стояли на летних кочевьях – джайляу – казахи… недалеко от кордона был маленький посёлок, а на поросшей ёлками Мохнатой горе, жил в маленькой лачужке монах-отшельник".
Александр Юрьевич, спасибо за Ваши дополнения!
Уже при планировке города в 1860–1870 гг. Комитет по переустройству Верного предусмотрел отвод специальных площадей для размещения там рынков для торговли. Во всём был виден порядок, и каждый базар ориентировался на определённый вид товара, хотя это не всегда соблюдалось. Основных торговых площадей было пять и множество мелких. Вокруг них ютились постоялые дворы, караваны-сараи, склады, лавки, харчевни, мастерские ремесленников, чайханы. Особо выделялась Гостинодворская площадь, где располагался толкучий рынок (пеший базар, барахолка). Для него была выделена площадь в центре города между Узун-Агачским бульваром (Пушкина), улицами Кульджинской (Макатаева), Первогильдейской (Зенкова), Торговой (Жибек жолы), то есть там, где сейчас находится Зелёный базар.
На Торговой улице располагались городские весы, где хранились эталоны веса, меры объёма – четверни, гарнцы, и можно было проверить весы торговцев. Сенной базар площадью 4400 квадратных саженей располагался в прямоугольнике улиц Токмакской на севере, Илийской (Маметовой) на юге, Лепсинской (Фурманова) на западе и Сергиопольской (Тулебаева) на востоке (иногда его называли Нижним в отличие от Верхнего – Малого). Конный и скотский базар площадью 10450 квадратных саженей находился на Коннозаводской площади между улицами Штабной (Гоголя), Губернаторской (Казыбек би), Таранчинской (Байтурсынова) и Дунганской (Масанчи). Сейчас здесь расположен трамвайный парк. Так называемый Малый (Мясной) базар разместился в квадрате улиц Гоголевской – Торговой (Жибек жолы) – Лепсинской (Фурманова) и Cepгиопольской (Тулебаева). Здесь с начала XX в. на Cергиопольской улице стояла водоразборная колонка, через дорогу, на Лепсинской-Торговой, – Дом дехканина. Для наблюдения за ведением торговли Городская Дума учреждала правила, в штате были базарные смотрители, осуществляющие ветеринарный и санитарный надзор. Они имели специальную униформу и особый знак на фартуке. В обслуживающем персонале были также мастеровые и рабочие. Кроме того, в Верном были толкучие рынки для торговли старьем, рынки по продаже сырья (шерсть, пух, кошмы), лесных товаров (дрова, пиломатериалы), мяса, фуража, горюче-смазочных материалов и т.д. Были рынки, где торговля осуществлялась в праздничные и выходные дни (базарные дни), и тогда было оживленно в закусочных и чайных. Особой популярностью пользовались пельменные лавочки на Сенном базаре, где любимыми блюдами были пирожки, самса, дунганские манты и лапша. Часто, особенно в летнее время на рынках устанавливались развлекательные аттракционы: гигантские шаги, карусели, театры-балаганы, цирк шапито и другие развлечения. По сложившейся традиции на базарных площадях стали ставить церкви или часовни. Так, на Гостинодворской площади поставили Знаменскую часовню, на Малом базаре – Братскую, на Зубовской – Никольскую церковь. «Базар, как и вообще среднеазиатские базары, представляет невообразимый хаос: тут и ослы с дровами и каратами, и коровы, нагруженные всякой всячиной, и лошади, везущие сразу двух киризов. Крик, шум, гам. На высоких арбах зеленеет целый стог клевера. Разноцветные, громадных размеров зонтики защищают от солнца таранчинцев с цветной капустой, урюком и абрикосами. Изредка прошмыгнёт белый русский солдатик в розовых чамбарах с кульком под мышкой. Всё это вместе взятое представляет собой весьма оригинальную картину. Даже оборванные старики-нищие, у которых сквозь рубище проглядывает голое коричневое тело, живописны, а калмычки с битными чёрными косами, остроконечными шапочками, одетые в до невозможности грязные и длинные рубашки, так и просятся на картину», – писал Н. Сорокин в 1884 г.. Под овощной базар для торговли продуктами питания отвели площадь в 4500 квадратных саженей внутри улиц Сельской (Карасай батыра), Мещанской (Кабанбай батыра), Гончарной (Муратбаева) и Кордонной (Шагабутдинова). Однако людям было неудобно ходить в такую даль – на край города. Базар здесь не прижился и постепенно переместился на Зубовскую (Никольскую) площадь, где существует и поныне.
Снимок необходимо озаглавить: "Алма-Ата. Зелёный базар". 1929 год. Место съёмки обозначить: "Казакская АССР, Алма-Атинский округ, Город Алма-Ата".
Александр Юрьевич, спасибо за Ваше уточнение!
Дополнение, вместо "Неизвестный автор", надо вставить "Аргунов", а дату съёмки, вместо "1907-1917", надо установить "1929 год".